Компетентное мнение: интервью. 01.07.2011

"ЕСЛИ МУЖЧИНА-ЧЕЛОВЕК, ТО ЖЕНЩИНА-ДРУГ ЧЕЛОВЕКА" ИЛИ КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ ГЕНДЕРНОГО НЕРАВЕНСТВА В РОССИИ.
К прошедшему в САФУ «Соловецкому форуму - 2011» мы публикуем интервью с доктором исторических наук, профессором,  заведующей сектором этногендерных исследований института этнологии и антропологии РАН, главным редактором  ежегодника «Социальная история»,  гендерологом и феминисткой Натальей Львовной Пушкаревой. Благодаря ее исследовательским работам российская гуманитарная наука признала гендерные иследования и историческую феминологию (историю женщин) как самостоятельные и полновесные области знаний.

Однако ни науки, ни российского общества в целом не коснулись либеральные изменения, когда полноценной и независимой признавалась бы женщина, убеждена Наталья Пушкарева. Так почему феминизм никак не приживется в России?  

В.: Наталья Львовна, складывается впечатление, что гендерные вопросы интересуют только женщин. Это действительно так?
- К сожалению, да. В последние годы под гендерными исследованиями подразумеваются чаще всего исследования женщин и их проблем. На самом деле, конечно, гендерные исследования должны объединять женские исследования, мужские исследования, исследования нетипичности сексуальной и вообще исследования культуры сексуальности. Но все, что связано с изучением сексуальности, у нас не то чтобы под запретом, но получается не очень желательно. Особенно с высокой трибуны.

В.: Почему так происходит? 
- Сексуальность в последние 10 лет уверенно изгоняется из культурологических исследований в область медицинских технологий.Это потому, что сексуальность связывают с демографической проблемой, с репродукцией, а не с проблемами особенностей культуры или удовлетворенности жизни.
Церковь и вообще любые религии, я бы сказала, ориентированы на повышении рождаемости. И поэтому они поддерживают только то, что связано с репродукцией. Как только тема сексуальности связывается с качеством жизни, с понятием счастья, если хотите, все оказывается вне интересов церкви, вне интересов идеологий.

В.: А как рассматривается женщина в разных идеологиях? Например, советское время, кажется, очень благоприятным для развития феминизма. Женщина на стройке, женщина на тракторе. 
- Ленин говорил: «Ни один революционный переворот не может быть успешным без участия в нем женщин». Это очень часто цитируемая фраза. Но мы ведь забываем о том, что здесь говорится об использовании женщин в качестве силы, живых мишеней. Как только были решены революционные задачи, первое что сделали большевики, они запретили все феминистские организации. Об этом у нас в учебниках не написано. Равно как не написано о том, что начало ликвидации самодержавия в нашей стране начали женщины. Это они 23 февраля (8 марта по новому стилю) вышли на улицы Петрограда с требованием: «Долой войну!», «Хлеба!». Февральскую революцию начали женщины. Это была обычная демонстрация, которая позволила в итоге подняться всему пролетариату и мелкобуржуазным слоям города. В каком современном учебнике сказано, что женщины России получили равные избирательные права еще до большевистской революции?! Это произошло в марте 1917 года благодаря «равноправкам»: Союзу равноправия женщин.
Все идеологии используют женщину как ресурс. Они не думают о том, какие у женщин могут быть свои, специфические интересы. Заранее знают, какие у нее потребности. Они говорят: «В ваших интересах воспитывать детей, рожать их, сколько мы требуем от вас». Поэтому женщина, которая отказывается рожать, такой же аутсайдер как мужчина, который отказывается служить в армии.

В.: Откуда такая дискриминация?
- Вероятно, все-таки из страха мужской культуры перед женщинами, перед возможностью их объединения. Если мир построен вокруг мужчин, а мужчина – это человек, то женщина – это лучший друг человека. Она объект применения политики. И к ней отношение все время вот такое неравное, потребительское.
Современное женское движение буквально возродилось из пепла и возникло в 1991 году на волне тех демократических образований, которые происходили в стране. До этого существовал Комитет советских женщин, но он был абсолютной марионеткой в руках КПСС. Он выполнял только то, что от него требовалось, и озвучивал только то, что спускалось сверху. Сейчас к женскому движению относятся различные центры гендерных исследований, в том числе, здешний. Поморский центр гендерных исследований создавался благодаря усилиям нынешнего ректора САФУ Елены Владимировна Кудряшовой. Если бы не вот эти центры гендерных исследований, не возникло бы по сути движение интеллектуалок по всей стране.

В.: Когда ситуация с дискриминацией женщин исчезнет в нашей стране? Когда, например, появится первая женщина-полярник?
- Как сказал великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов: «Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе». Это как английский газон, который нужно двести лет стричь для того, чтобы он выглядел так, как он выглядит сейчас. Все равно нужно выступать, все равно наши усилия не пропадают напрасно. Он прямо или косвенно способствуют реальному решению проблем гендерного неравенства. Другой вопрос, когда они будут решены. Но работать в этом направлении необходимо. 
Беседовала Анна Антонова
 

 

 


 

Наши поликарбонатные козырьки можно заказать по телефону или на сайте www.kozyrki.su . Рекомендую https://whogrill.ru/ купить недорогой финский гриль в Москве.

Подписка

RSS-материал

Вход в систему

 

/